Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Материально- техническая база - необходимое условие функционирования образовательного учреждения и реализации программы развития. Дальнейшее совершенствование материально- технического обеспечения образовательного учреждения и его структурных подразделений современным учебным и спортивным оборудованием, информационно - техническими средствами будет способствовать качественному решению тех задач, которые стоят перед образовательным учреждением.
Учебная и методическая литература приобретается в издательствах в соответствии с федеральным перечнем, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в дошкольных общеобразовательных учреждениях.
В МБДОУ № 244 функционирует тринадцать групп.
В каждой группе: приемная, игровая, спальня, туалет.
Наличие других помещений:
музыкальный зал — 1; физкультурный зал — 1;
бассейн — 1; сенсорная комната — 1
кабинет педагога-психолога— 1 ;
кабинет учителя-логопеда - 1;
медицинский кабинет - 1; процедур¬ный кабинет - 1; изолятор,
кабинет заведующей - 1;
методический кабинет - 1;
зимний сад – 1,
имеется стационарная прачечная и пищеблок.
На территории МБДОУ находятся игровые площадки со спортивно – игровыми конструкциями, теневыми навесами (13 шт.), песочницами; стадион с площадкой для игры в футбол, волейбол; огород, сад, цветники.
Детский сад обеспечивает содержание закрепленных за ним и принадлежащих ему на праве оперативного управления зданий, сооружений, оборудования и другого имущества потребительского, социального и культурного назначения. Ежегодно планируется смета ДОУ, намечаются приоритеты в ремонтных, оформительских работах и оснащении.
Состояние развивающей предметно-пространственной среды в МДОУ соответствует санитарным нормам и правилам, проектируется на основе:
— реализуемой в детском саду образовательной программы;
— требований нормативных документов;
— материальных и архитектурно-пространственных условий;
— предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
— общих принципов построения
Все базисные компоненты развивающей предметно-пространственной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Модель развивающей среды: создание единой предметно - пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Основные положения личностно-ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды:
● принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и для каждого конкретного ребенка. Создание так называемого личностного пространства, то есть возможности заниматься тем, что нравится;
● принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности;
● принцип достулности и единства продиктован особенностями развития ребенка дошкольного возраста
● принцип активности, творчества реализуется через возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды (создание коллекции, персональные выставки, временные игровые зоны, использование опытно-экспериментальных центров, мастерских, многообразное использование стен и др.);
● принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим детям (игровые и тематические зоны, охватывающих все интересы ребенка, место отдыха, место уединения); принцип учета половых и возрастных различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами;
● принцип индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ;
● принцип безопасности. Педагоги соблюдают правила пожарной безопасности, нормы СанПиНа и инструкций по охране жизни и здоровья детей;
● принцип рациональности и целесообразности — это удобство, простор, функциональная значимость каждого компонента, эстетичность.
При формировании среды групп нет одного жесткого стандарта, а педагоги гибко проектируют конкретную среду, учитывая особенности образовательного учреждения и детей (темперамент, подвижность, наличие лидерства, познавательные интересы, показатели развития, социальных условий жизни). Все базисные компоненты развивающей предметной среды имеют оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся: физкультурный и музыкальный залы, мини – зимний сад и бассейн. Для коррекционной работы имеется кабинет педагога – психолога,а так же кабинет учителя-логопеда
Характеристика:
Физкультурный зал:
Проведение организованных форм физического развития, физкультурные занятия разных форм - утренняя гимнастика - спортивные праздники и развлечения, досуги - организация самостоятельной двигательной деятельности детей
Имеется весь необходимый инвентарь и оборудование для проведения организованной работы по физическому воспитанию, профилактической работе по сохранению и укреплению опорно – двигательного аппарата детей, нестандартный материал для обеспечения разнообразной, разновидовой деятельности
Музыкальный зал:
Проведение организованных форм музыкального воспитания и театральной деятельности детей - традиционные музыкальные занятия - комплексные и интегрированные занятия эстетического направления - праздники, развлечения, досуги
Музыкальный зал оснащен роялем, музыкальными центрами с системой звукоусиления, дидактическими пособиями и демонстрационным материалом.
Бассейн
Проведение организованных форм физического развития в бассейне.Укрепеления опорно-двигательного аппарата ребенка,формирование правильной осанки,укрепеление детской стопы.Имеется весь необходимый инвентарь и оборудование для проведения организационной работы
Кабинет педагога -психолога:
Коррекционно - развивающие занятия с детьми и взрослыми, психогимнастика, индивидуальная работа - развитие эмоционально - волевой сферы ребенка, формирование положительных личностных качеств.
В кабинете психолога размещен коррекционно-развивающий материал.
Имеется дидактический материал по развитию и коррекции познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, тестовый материал по обследованию детей и др.
Медицинский кабинет:
Осмотр детей, консультации старшей медицинской сестры, врача - педиатра - профилактическая, оздоровительная работа с детьми, консультативно - просветительская деятельность с родителями и сотрудниками ДОУ - учет и статистика результатов, планирование оздоровительно - профилактической деятельности.
Ведется медицинская документация. Папка медицинских инструкций – эстетично оформлена. Имеются все необходимые медикаменты, документация по диспансеризации сотрудников, тетрадь медико-педагогического контроля, наглядная информация для родителей.
Методический кабинет:
Повышение профессионального уровня педагогов, учебно - методическое обеспечение и планирование образовательного процесса; медиатека, фонотека, библиотека методической, периодической, детской художественной, научно - популярной литературы, методическое обеспечение пособиями, моделями, ; технологическое обеспечение педагогического процесса; обобщение и распространение лучшего педагогического опыта воспитателей и специалистов.
В кабинете имеются:
- отчетно – учетная документация (согласно номенклатуре дел)
- систематизированный учебно – методический материал для организации педагогического процесса в ДОУ
- книги – энциклопедии для детей
- тематические наборы картинок
- учебные и наглядные пособия
- склад картин
- коллекции
- макеты
- картотеки периодической педагогической литературы
- картотека материалов видеозала (слайды, диафильмы)
- наборы открыток, иллюстраций, фотографий
- коллекция грамзаписей (пластинки, аудиокассеты)
- регулярно сменяемые материалы результатов педагогического опыта воспитателей и специалистов
Коридоры ДОУ:
Информирование и просвещение родителей через тематические постоянные и временные стенды; осуществление организационной, культурной составляющей ДОУ в целом; связь и социумом; освещение организационно - практических вопросов правозащитной деятельности ДОУ, вопросов охраны труда и техники безопасности в ДОУ, вопросов безопасного поведения детей и взрослых в чрезвычайных ситуациях
Групповые участки, прогулочные веранды на территории ДОУ:
Осуществление прогулок, игровой деятельности, физического воспитания и самостоятельной двигательной активности детей на свежем воздухе; познавательная, исследовательско - поисковая деятельность в рамках экологического образования, социализации; элементарная трудовая деятельность детей, проектная деятельность
Все участки соответствуют необходимым санитарно – гигиеническим условиям, ухожены, в летний период имею эстетично оформленное озеленение
В групповых комнатах оборудованы тематические игровые пространства, оборудование для всестороннего развития детей: художественно – речевые, экологические центры, зоны для развития познавательных, интеллектуальных, театральных, музыкальных способностей детей, имеются технические средства, центры экспериментирования, эмоциональной разгрузки. Каждая из групп ДОУ полностью обеспечена игрушками, дидактическими и развивающими играми для детей соответствующего возраста, которые дополняются и заменяются по мере необходимости.
В детском саду созданы условия для ознакомления с природой: территория прекрасно озеленена, имеется экологическая тропа. Многообразие деревьев, кустарников, цветников, не только радуют глаз ухоженностью, но и позволяют формировать у детей ответственное, бережное отношение к природе, вовлекать в посильную трудовую деятельность детей, направленную на сохранение и улучшение окружающей среды. Территория имеет спортивную площадку, площадку по обучению правилам дорожного движения, огород.
В обеспечении учебно-педагогического процесса используются следующие технические средства:
- компьютер , принтеры, ксерокс, факс;
- телевизоры, видеомагнитофон, DVD-плеер;
- музыкальные центры , радиомагнитолы
- синтезатор;
- мультимедийный проектор с широким экраном.
Регулярно выписываются следующие периодические издания: журналы Дошкольное воспитание, Обруч (с приложением), Справочник руководителя ДОУ, Справочник старшего воспитателя, Управление дошкольным образовательным учреждением (с приложением), Музыкальный руководитель, Музыкальная палитра, Нормативные документы.
Структура среды, материально-техническое оснащение соответствует предъявляемым требованиям, что позволяет обеспечивать эмоциональное благополучие детей, решать воспитательно-образовательные задачи и осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников
Филиалы отсутствуют.
ДОУ имеет доступ к сети интернет.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
В МБДОУ имеются 13 групповых комнат, музыкальный зал, физкультурный зал, зимний сад для проведения практических занятий,а так же бассейн
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека
Библиотека располагается в методическом кабинете. Представлена необходимыми методическими, дидактическими и наглядными пособиями в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования
Наличие оборудованных объектов спорта
В МБДОУ имеется физкультурный зал,бассейн,а так же 2 спортивные площадки на территории.
Оборудование спортивного зала составляют:
- гимнастическая стенка ;
- гимнастическая доска ;
- гимнастические скамейки;
- мишени разных типов;
- стойки и планки для прыжков;
- пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.);
- тренажёры;
- комплекты лыж и коньков (двухполозные);
– набор физкультурных пособий, состоящий из мячей, обручей, скакалок разных размеров;
– дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т.д.);
– игровые детали-атрибуты (рули, нагрудные знаки).
Предусмотрено удобное размещение оборудования, чтобы дети имели возможность подходить к нему с разных сторон, не мешая друг другу.
Спортивная площадка имеет:
- яму с песком для прыжков в длину;
- стойки для игры в баскетбол; волейбол;
- ворота для игры в футбол;
- бревно для равновесия;
- лабиринт;
- дорожку для бега (30м);
- мишени разных типов.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В МБДОУ имеются следующие средства обучения :
печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
учебные приборы (компас, снегомер, солнечные часы, ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.);
тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
-учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
-гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
-учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
-сотворчество педагога и обучающегося;
-приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках занятий по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельностив группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) , в которых имются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый,кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.центры здоровья и физкультуры, в котрых имеется различное оборудование:
На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице, на которой имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая дорожка, яма для прыжков, баскетбольное кольцо, ворота для игры в футбол.
Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам
В МБДОУ № 244 имеется 7 персональных компьютеров, 7 из которых имеют доступ к сети интернет.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ :
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы
Доступ к ИС и ИТ сетям
В МБДОУ имеются 7 компьютеров.
Выход в интернет имеют 7 компьютеров.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся:
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в МБДОУ не имеется.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ:
В МБДОУ имеются компьютеры с выходом в интернет. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.